Свой столетний юбилей Венский симфонический оркестр отмечает гастрольным туром по 14 городам США. Честно говоря, настоящее этого музыкального коллектива заслуживает не меньше лестных слов, чем его прошлое. В понедельник вечером в Карнеги-холл оркестр, которым дирижировал его музыкальный руководитель Владимир Федосеев, проявил себя как сильный и современный коллектив.

Концерт открылся увертюрой к опере Вагнера «Фауст » — не зря Владимир Федосеев так виртуозно владеет искусством звуковой драмы. У задника сцены расположились басы, звук которых переплетался с высокой медью духовых, создавая звенящее облако, из которого мощным ливнем пролилась настоящая музыка Вагнера — осязаемая и цветистая, оживляющая в памяти то таинственно-тягучие образы «Летучего голландца», то контрастно-гармоничные темы из «Тристана и Изольды».

От дирижера музыкантам передавалось не только вдохновение, но и своеобразный «русский акцент»: острый привкус от вступления скрипок и сменившая его уверенная теплота рожков в плавном переходе ко Второму фортепианному концерту Рахманинова, кажущаяся плотность звуковых тканей которого обернулась на деле тонким и четким кружевом.

Солист Рудольф Бухбиндер сумел привнести в исполнение стократно сыгранной музыки нечто абсолютно новое, неожиданно-личное. В последней медленной мелодии — теме прощания, на которой не раз сбивались с внутренного мелодически-смыслового рисунка музыканты, скатываясь к вульгарности, — смычок Бухбиндера извлек из скрипки почти забытую гармонию.

Прекрасно вели свою тему кларнеты и виолончели. Звук медленно нарастал, возвышался и тихо опадал, нисходя к мягкому пианиссимо, подводившему слушателей к порогу абсолютной тишины.

Шостакович обрушился великолепным ветром труб и фаготов. Оркестр едва не сбивался с ритма из-за неистовой манеры дирижирования Федосеева, однако маэстро быстро вернулся к спокойным властным жестам. Он и его оркестр наглядно продемонстрировали, как можно совместить огромный заряд энергии с абсолютным спокойствием. А как это получается? Это радость, ярость, порыв дикого зверя? Это свобода или принуждение? Вопрос пока остается без ответа. А скорее всего, ответ — в музыке.

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.