Продолжаем наше знакомство с акустикой Martin Logan, оснащенной электростатическими излучателями. Начали мы с ElectroMotion ESL — «младшего», но уже обладающего всеми основными особенностями и преимуществами устройства во всем семействе. Следующей на очереди была акустика покрупнее и помощнее — ElectroMotion ESL-X. Потом добрались и до более «продвинутой» серии Classic, начав с базовой ее модели ElectroMotion Classic ESL 9.

Героиню сегодняшнего теста разработчики назвали Martin Logan Impression ElectroMotion ESL 11A. Производить впечатление (impression — англ. «впечатление») акустика действительно умеет, у нее для этого есть много всего интересного: 11-дюймовый электростатический преобразователь XStat, два 8-дюймовых сабвуфера PoweredForce Forward, работающих от двух 275-ваттных (!) усилителей класса D и управляемые 24-битным процессором Vojtko, система автокоррекции под помещение… В общем, действительно впечатляющие колонки — тут никаких сомнений. А вот насколько и чем именно — будем разбираться.

Технические характеристики

Модель Impression ESL 11A
Заявленный частотный диапазон (±3 дБ) 29 Гц — 23 кГц
Чувствительность 91 дБ (2,83 В@1 м)
Горизонтальная дисперсия 30°
ВЧ+СЧ-излучатель электростатический излучатель XStat CLS размером 112×28 см
НЧ-излучатели 2 динамических, ∅20,3 см
Частота разделения полос 300 Гц
Номинальное сопротивление 4 Ом
Рекомендуемая мощность усилителя 20—550 Вт
Размеры 154,3×30,2×69,6 см
Масса 40,9 кг (каждой)
Стоимость на момент тестирования 1 450 000 ₽
Розничные предложения узнать цену

Конструкция и дизайн

Чуть ли не каждый разговор про электростаты мы начинаем с того, что ключевым элементом и ее внешнего вида, и конструкции является непосредственно электростатический излучатель, который сразу привлекает к себе максимум внимания и надежно обеспечивает «вау-эффект» у пока не знакомого с такой акустикой пользователя. Поставляется Impression ESL 11A в четырех вариантах оформления: глянцевый черный и белый, орех и темная вишня. Плюс под заказ производитель предлагает «премиальные» варианты оформления: семь цветов от серебристого до темно-синего.

Об истории создания и конструкции электростатических излучателей Martin Logan мы подобно поговорили в обзоре ElectroMotion ESL, потому сегодня просто вкратце упомянем ключевые моменты. Начнем с технологии CLS (Curvilinear Line Source) — изогнутой формы драйверов, позволяющей расширить диаграмму направленности. У рассматриваемых колонок фирменный излучатель XStat CLS вырос до солидных размеров — 112×28 см. Для сравнения, у базовой модели линейки ElectroMotion ESL размер драйвера составляет 86×22 см.

Обзор акустической системы с электростатическими излучателями Martin Logan Impression ESL 11A1

Оформление у колонок традиционно строгое и элегантное, они будут отлично смотреться в любом интерьере — от лофта до арт-деко, в этом легко убедиться, просмотрев наши прошлые обзоры, ссылки на которые есть выше. Драйверы слегка наклонены назад, что помогает предотвратить появление нежелательных отражений от пола.

Обзор акустической системы с электростатическими излучателями Martin Logan Impression ESL 11A2

Также стоит упомянуть AirFrame Blade — методику изготовления удерживающих мембрану элементов из алюминиевого сплава, обеспечивающую максимальную жесткость конструкции и минимизирующую таким образом искажения, вызванные вибрацией и нежелательными резонансами. Точный уровень натяжения мембраны поддерживает усиленная панель с жесткими проставками ClearSpar.

Обзор акустической системы с электростатическими излучателями Martin Logan Impression ESL 11A3

Даже перфорация на статорах выполнены не просто так, а по собственной технологии MicroPerf. Которая, по замыслу ее авторов, позволяет почти вдвое увеличить площадь воздействия электростатической диафрагмы по сравнению с традиционной панелью того же размера.

Обзор акустической системы с электростатическими излучателями Martin Logan Impression ESL 11A4

В нижней части колонок размещены низкочастотные динамики. И вот тут нас ждет много всего интересного. Начнем с того, что динамика два. Первый смотрит на слушателя и закрыт съемной металлической решеткой с логотипом производителя.

Обзор акустической системы с электростатическими излучателями Martin Logan Impression ESL 11A5

Логотип маленький, скромный и совсем не привлекает к себе лишнего внимания. А других заметных декоративных элементов на колонках и вовсе нет — все очень минималистично.

Обзор акустической системы с электростатическими излучателями Martin Logan Impression ESL 11A6

Нередко без защитных сеток колонки выглядят интереснее, чем с ними. В данном случае это не работает, сетка прекрасно сочетается с перфорированной панелью электростатического драйвера, без нее акустика выглядит как-то менее эффектно. Хотя тут дело вкуса, конечно.

Обзор акустической системы с электростатическими излучателями Martin Logan Impression ESL 11A7

Второй динамик выведен на заднюю стенку и тоже прикрыт съемной сеткой. Ниже мы видим панель для подключения и настройки колонок, о которой еще непременно поговорим отдельно — там много всего интересного: от обновленных разъемов до регуляторов уровня НЧ-диапазона.

Обзор акустической системы с электростатическими излучателями Martin Logan Impression ESL 11A8
Обзор акустической системы с электростатическими излучателями Martin Logan Impression ESL 11A9

Оба динамика имеют диаметр 20,3 см. Но все самое интересное кроется не в размерах, а в расположении. Как мы уже выяснили выше, смотрят они в противоположные стороны.

Обзор акустической системы с электростатическими излучателями Martin Logan Impression ESL 11A10

При этом размещены они не зеркально, а на разных осях — таким образом снижаются вибрация и «гудение» корпуса. Производитель называет такую технологию размещения динамиков PoweredForce Forward.

Обзор акустической системы с электростатическими излучателями Martin Logan Impression ESL 11A11

Низкочастотная секция является активной и оснащена двойными 275-ваттными усилителями класса D, управляемыми 24-битным процессором Vojtko DSP, с помощью которого производится настройка уровня низких частот и обеспечивается работа функции ARC — автоматической подстройки под параметры помещения.

Обзор акустической системы с электростатическими излучателями Martin Logan Impression ESL 11A12

Кроссоверы тоже называются Vojtko — по имени разработчика, о чем мы уже неоднократно говорили. Частота разделения полос — 300 Гц.

Обзор акустической системы с электростатическими излучателями Martin Logan Impression ESL 11A13

Дно колонок выполнено из металла и выглядит просто крайне солидно, в передней и задней части видна перфорация для охлаждения расположенного внутри усилителя.

Обзор акустической системы с электростатическими излучателями Martin Logan Impression ESL 11A14

Крепление ножек резьбовое, они легко демонтируются. В комплекте есть как сферические ножки, так и шипы — в зависимости от покрытия пола и собственных предпочтений пользователь может выбрать любой из вариантов.

Обзор акустической системы с электростатическими излучателями Martin Logan Impression ESL 11A15
Обзор акустической системы с электростатическими излучателями Martin Logan Impression ESL 11A16

Подключение

Производитель указывает, что акустика готова работать с усилителями мощностью от 20 до 550 Вт. Нижняя граница в очередной раз вызывает некоторые сомнения — играть-то колонки будут, конечно, а вот раскроют ли полностью свой потенциал… Но так или иначе, диапазон крайне обширный — выбрать усилитель будет не очень сложно. Что же касается размещения акустики, тот тут, как всегда, нужно помнить про две ключевые особенности электростатов.

Во-первых, про ограниченную горизонтальную дисперсию звука — изогнутая форма электростатических панелей делает ее более высокой, но все же она заметно меньше, чем у колонок с динамическими излучателями. Ну и во-вторых, про звучание в обе стороны от поверхности, причем в противофазе. Ставить колонки вплотную к стенам не стоит, так как теоретически звуковые волны могут отражаться от них, встречаться у поверхности излучателя и взаимно нейтрализоваться. А в данном случае у нас еще и один из басовых динамиков выведен на заднюю панель.

К счастью, производитель дает крайне четкие рекомендации по размещению колонок — на первом этапе можно воспользоваться ими, а далее перемещать их в поисках наиболее комфортного звучания. Отдельно отметим метод подбора угла поворота акустики с помощью фонарика, луч от которого должен освещать ближайшую к пользователю треть изогнутого драйвера.

Обзор акустической системы с электростатическими излучателями Martin Logan Impression ESL 11A17
Обзор акустической системы с электростатическими излучателями Martin Logan Impression ESL 11A18

Как и обещали, вернемся к панели для подключения. В правом нижнем углу видим разъем для сетевого кабеля — усилители низкочастотной части требуют питания. К внешнему усилителю колонки подключаются с помощью крепежных стоек WBT Binding Posts с соединительными пластиками из чистой меди, защитой от ударов и вибраций… Подключение возможно как с помощью клемм, так и посредством разъемов Banana.

Обзор акустической системы с электростатическими излучателями Martin Logan Impression ESL 11A19

Также на панели расположены два регулятора, являющихся одной из важнейших отличительных черт Martin Logan Impression ESL 11A. Поворотная ручка справа позволяет регулировать частоты ниже примерно 75 Гц, а выключатель левее добавляет или убирает акцент на мидбасе в районе 200 Гц. Вместе они позволяют подстроить звучание акустики как под помещение, так и под вкусы слушателя.

Обзор акустической системы с электростатическими излучателями Martin Logan Impression ESL 11A20

Возможна и автоматическая подстройка работы низкочастотной секции под помещение с помощью технологии Anthem Room Correction (ARC). Для этого потребуется размещенное на сайте специальное ПО и одноименный комплект оборудования, разъемы для подключения которого мы видим в левой части панели. У нас его под рукой не оказалось — пришлось ориентироваться на собственный слух и имеющиеся измерительные приборы, о чем мы еще поговорим ниже.

Традиционно при рассказе о пассивной акустике мы перечисляем все оборудование, использовавшееся при прослушивании. В этот раз выбор пал на следующие устройства:

  • сетевой аудиопроигрыватель Aurender A30
  • два монофонических усилителя Mark Levinson No. 53

Обзор акустической системы с электростатическими излучателями Martin Logan Impression ESL 11A21

Плеер Aurender A30 был выбран как заведомо высококачественный источник с удобным управлением через ПО Aurender Conductor, позволяющий комфортно находить нужные треки и переключаться между ними. Что же касается Mark Levinson No. 53 «аудиофильской дочки» в составе корпорации Harman International Industries, то тут прибор выбран, что называется, с запасом — и по мощности, и по качеству. Он способен выдавать до 1000 Вт на 4 Омах, чего в данном случае более чем достаточно. Ну в плане качества… Рассказ обо всем, что сделали разработчики этого референсного и крайне дорогого усилителя, займет несколько абзацев. Не будем даже и пытаться уместить его в несколько фраз, лучше когда-нибудь посвятим ему отдельный обзор.

Звук и измерения АЧХ

В прошлых обзорах разговор о звуке мы начали с субъективных впечатлений от прослушивания, а потом переходили к измерениям и графикам АЧХ. Сегодня же поступим иначе — сначала графики, так как у колонок есть опция настройки баланса частот, работу которой лучше продемонстрировать заранее. Ну и в очередной раз подчеркнем, что тестирование проводится в специально подготовленном помещении — не в том, где сделаны фотографии. Первым делом посмотрим на график АЧХ, полученный в нейтральном положении всех регуляторов при размещении измерительного микрофона на расстоянии одного метра от плоскости излучателя.

Обращаем внимание читателей, что все графики приводятся исключительно как иллюстрации — по ним не стоит судить о качестве тестируемой акустики. Результаты измерений могут существенно меняться в зависимости от положения микрофона, используемых компонентов звукового тракта, параметров комнаты для прослушивания и так далее.

Обзор акустической системы с электростатическими излучателями Martin Logan Impression ESL 11A22

Первым обращает на себя внимание, конечно, впечатляющий объем «глубокого баса», да еще и с выраженным акцентом на нем. Нечто подобное мы видели у ElectroMotion Classic ESL 9. Интересна чуть «поддутая» нижняя середина и ровная подача среднечастотного диапазона и ВЧ-регистра — электростатические драйверы тут выше всяких похвал. Как уже упоминалось, производитель приложил максимум усилий для того, чтобы избежать лишних резонансов корпуса НЧ-секции. Но полностью избавиться от них, конечно, не удалось — такова плата за объемный бас. Это прекрасно видно по графику кумулятивного затухания спектра (он же «водопад», или waterfall).

Обзор акустической системы с электростатическими излучателями Martin Logan Impression ESL 11A23

При этом протяженность пиков намного меньше, чем у уже упомянутой выше Classic ESL 9 — отказ от фазоинвертора в пользу закрытой конструкции явно приносит плоды. Самое же интересное, что в ESL 11 акцент на «глубоком басе» можно настраивать с помощью поворотного регулятора на задней панели. Посмотрим на графики в крайних его положениях.

Обзор акустической системы с электростатическими излучателями Martin Logan Impression ESL 11A24

Как видно, работает регулятор очень эффективно, басовую составляющую можно основательно увести назад, подчеркнув тем самым средние частоты и избавившись от лишнего «гудения», если таковое присутствует. Плюс к этому колонки оборудованы переключателем, регулирующим акцент на мидбасе в пределах ±2 дБ — тоже весьма полезная опция, позволяющая подчеркнуть диапазон, который изначально чуть уведен назад.

Обзор акустической системы с электростатическими излучателями Martin Logan Impression ESL 11A25

Ну и в конце традиционно продемонстрируем, что горизонтальная дисперсия у «электростатов» не очень велика — стоит сдвинуть микрофон в сторону, как качество передачи среднечастотного диапазона резко падает. Потому к их размещению стоит подойти со всей ответственностью.

Обзор акустической системы с электростатическими излучателями Martin Logan Impression ESL 11A26

На этом хватит графиков — перейдем к впечатлениям от прослушивания. После того, как система была настроена, совершенно случайно заиграла композиция Стинга “Shape Of My Heart“. Остановить ее мы, конечно, уже не смогли. И дело тут не только в том, что песня прекрасна сама по себе, но и в подаче ее ESL 11 — с отличным уровнем детализации каждого звука, несмотря на явный акцент на НЧ-регистре, который тут пришелся вполне кстати.

Но начать в этот раз мы все же планировали с классики, чтобы сразу прочувствовать умение колонок создавать так называемую «виртуальную сцену» и выдерживать баланс в звучании большого количества инструментов. Потому продолжили мы симфонией соль-минор (KV Molto Allergro) Вольфганга Амадея Моцарта. И услышали все, на что рассчитывали — идеальный баланс, позволяющий закрыть глаза и представить себя сидящим перед оркестром. За это мы и любим электростаты. На солирующие инструменты при этом можно легко показать пальцем, а переходы от более тихих моментов к громким оказывают нужное эмоциональное воздействие — динамику колонки обеспечивают потрясающую.

И как всегда — из крайности в крайность: от классики к Drum&Bass. Трек Dying Light английского продюсера Тома Манделла aka Metrik показал нам, насколько потрясающий суббас могут выдавать ESL 11, особенно — если немного приподнять громкость: жесткий, качающий и при этом с отличной атакой. И вот на этом фоне особенно остро ощущается остающийся абсолютно читаемым среднечастотный диапазон — прекрасно слышны и вокал, и синтезаторы, и различные атмосферные звуки. Электростаты считаются немного «эстетской» акустикой — для джаза, блюза и так далее. Так вот нет, танцевальную музыку ESL 11 воспроизводят просто отлично.

Следующим зазвучал трек Cannonball американской инди-рок-группы Wild Belle, состоящей из двух участников — брата и сестры Эллиота и Натали Бергман. Довольно-таки «грязная» гитара, перегруженные духовые, масса фоновых звуков — весьма плотный микс, в котором легко потерять вокал. Но электростатический излучатель традиционно не даст нам это сделать, все-таки женский вокал такая акустика всегда подает отлично, даже столь своеобразный, как у Натали.

Больше вокала, еще больше вокала. Мэшап из Despacito и Shape of You поющей а капелла группы Pentatonix. Разные типы голосов, но каждый — на своем месте. Очень сбалансированное и четкое звучание, позволяющее полностью оценить элегантность аранжировки, что крайне важно для жанра. В общем, материал для ESL 11 практически идеальный.

Но пора «врубить рок», ну и в целом — задать тестируемой акустике задачку посложнее. В фолк-рок-группе Paddy and the Rats помимо традиционных гитар и барабанов есть еще скрипка с аккордеоном, которые периодически солируют. Плюс вокал Пэдди О’Рейли, естественно. Все это очень легко смешать в единую «кашу», но тестируемая акустика вновь радует детализацией — в шанти Drunken Sailor все инструменты звучат строго на своих позициях и что называется «в кассу».

Но акцент на низкочастотной составляющей тут показался нам излишним, потому мы немного снизили его с помощью соответствующего регулятора, а заодно подчеркнули мидбас. И стало вот совсем хорошо. Но еще раз отметим, что универсальных рецептов тут нет — нужно экспериментировать, ориентируясь на особенности помещения и собственный вкус.

Обзор акустической системы с электростатическими излучателями Martin Logan Impression ESL 11A27

I Was Made for Lovin’ You легендарных глэм-рокеров Kiss мы послушали больше ради собственного удовольствия, чем ради выяснения каких-то деталей работы акустики. Но заодно проверили, насколько комфортным стал уровень баса после регулировки. Оказалось, что вполне — он есть, его достаточно, с атакой все стало даже лучше, на большой громкости он по-прежнему может «пинать в грудь», но при этом чуть меньше гудит и давит. В общем, нам понравилось, возможность регулировки — это здорово.

Старые-добрые джазовые записи — отличный способ посмотреть, как акустика справляется с воспроизведением хорошей музыки, записанной по современным меркам не очень хорошо. В этом качестве выступила Chattanooga Choo Choo в исполнении оркестра Глена Миллера. Записана она, кстати, в голливудской студии RCA Victor — то бишь чуть ли не на максимуме существовавших тогда возможностей. Просто было это очень давно — 7 мая 1941 года. ESL 11 прекрасно подали эту запись за счет ровной середины и чуть приподнятого нами ранее мидбаса — получилось эффектно и с сохранением присущей записям того времени окраски, но при этом хорошо читаемо.

Нас тут как-то критиковали за то, что мы тестируем «продвинутую» акустику на хип-хопе. Но если вы хотите оценить артикуляцию на фоне плотного суббаса — лучше варианта не найти. В треке Дрейка “Fair Trade” бас очень основательно гудит где-то там внизу, но при этом каждое слово можно расслышать кристально четко — респект и звукоинженерам записи, и тестируемой акустике.

Ну а мы продолжаем подбирать сложные для воспроизведения треки. В композиции From The Veil Of Grace английских металлистов Cradle Of Filth чего только нет: хор, скриминг, перегруженные гитары… И записан он при этом, мягко говоря, плотно — на плохой акустике такое быстро превращается в невнятное гудение. Здесь ничего подобного предсказуемо не было. Раньше нам казалось, что бочка в треке прописана как-то совсем уж деликатно, ее бы чуть вперед… И вот в тестируемом сетапе она вдруг зазвучала так, как всегда хотелось — будто бы Адриан Эрландссон передвинул установку на метр ближе. А еще впервые удалось по-настоящему оценить вокализ на фоне, который раньше немного терялся. В общем, при прослушивании вживую или на хорошей акустике даже столь экстремальные жанры оказываются сложнее, чем принято о них думать.

Ну а мы снова в другую крайность — куда же мы без поп-музыки. Чарли Пут и Селена Гомес поют нам композицию We Don’t Talk Anymore. Легкий трек с хорошей басовой поддержкой — возможно, даже слишком хорошей. Вот они — издержки «мастеринга под бумбоксы». Но в целом трек приятный, да и подан был замечательно за счет все той же проработанной середины и прекрасно звучащего вокала. Но возможности еще немного прибрать бас мы в очередной раз порадовались. Правда каждый раз бегать крутить ручки на задней панели — удовольствие ниже среднего, но опыт подсказывает: рано или поздно найдется положение, в котором подавляющее большинство треков будет звучать комфортно.

Закончить мы решили на каком-нибудь проверенном по-настоящему танцевальном треке. YMCA (Village People) отлично подходит под это описание. Заодно можно еще раз немного приподнять громкость и посмотреть, что станет с детализацией. Выяснилось, что никуда она не исчезает даже при уровне громкости на грани некомфортно высокого — есть там такие высокие колокольчики-бубенчики, которые на протяжении всего трека очень атмосферно звенят. Так вот их слышно даже тогда, когда басовая линия начинает воздействовать не только на уши, но и на прочие части тела.

Итоги

Martin Logan Impression ESL 11A — действительно впечатляющая акустика, в этом нет никаких сомнений. Своего характера она не лишена, особенно если говорить про низкочастотный диапазон. Но благодаря возможности настройки НЧ-секции характер этот очень покладистый — колонки можно легко настроить и под помещение, и под свои вкусы. Остальная же часть диапазона подается ровно и максимально детально — как и положено электростатам. Оформление, оригинальность конструкции и качество сборки у всех колонок Martin Logan радует, тестируемая — предсказуемо не исключение. «Акустикой в каждый дом» Impression ESL 11A, конечно, вряд ли станет из-за довольно высокой цены, но свою аудиторию из поклонников по-настоящему хорошего звука однозначно найдет.

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.