ЖК-монитор BenQ G920WL
Применение LED-подсветки в ЖК-мониторах (см. статью про ЖК-монитор Samsung SyncMaster XL2370) и телевизорах (см. статью про ЖК-телевизор Samsung UE40B6000VW), так же как и LED-ламп в проекторах (см. статью про DLP-проектор BenQ Joybee GP1) стало уже довольно обыденным явлением. Чтобы придать товару исключительность и новизну производители обычно предпочитают сокращать длинное «ЖК-монитор/телевизор с LED-подсветкой» до короткого «LED-монитор/телевизор», что, разумеется, не совсем верно и вводит неискушенного покупателя заблуждение. Ну да ладно, оставим этот момент на совести производителей. Итак, представляем обзор очередного монитора с LED-подсветкой.
Содержание:
- Комплект поставки, технические характеристики и цена
- Внешний вид
- Коммутация
- Меню, локализация и управление
- Изображение
- Оценка качества цветопередачи
- Измерение равномерности черного и белого полей и яркости
- Определение времени отклика и задержки вывода
- Измерение углов обзора
- Выводы
Комплект поставки, технические характеристики и цена
Вынесены на отдельную страницу.
Внешний вид

Относительно узкая рамка вокруг экрана, часть верхней панели основания подставки и стойка подставки изготовлены из черного пластика с зеркально-гладкой поверхностью (не очень устойчивой к царапинам).

Задняя панель монитора — из черного матового пластика.

На приливе в нижней части рамки находятся выпуклые обозначения кнопок и индикатор питания (неярко светится зеленым в работе, желтым — в спящем режиме и мигает в режиме ожидания).

Сами кнопки находятся на нижней грани точно под обозначениями. Разъем питания и интерфейсные разъемы расположены в нише сзади и ориентированы вниз. Сзади в нижнем углу можно обнаружить разъем для замка Кенсингтона. Основание подставки имеет углубление-лоток, куда можно складывать всякую канцелярскую мелочь. Относительно большая площадь основания обеспечивает монитору достаточную устойчивость. Единственный шарнир позволяет немного наклонять блок экрана вперед и больше — назад.


Сзади на стойке есть откидывающаяся скобочка, через которую можно пропустить провода. 4 отверстия на задней панели предназначены для крепления к VESA-совместимому кронштейну (100×100 мм).
Коммутация

Всего два входа — аналоговый VGA и цифровой DVD-D — не подразумевают особого разнообразия в способах подключения. Коммуникацию DDC/CI можно отключить. Нужный вход выбирается в меню или нажатием на кнопку ENTER.

Меню, локализация и управление
Навигация по меню не очень неудобная, но, если никуда не торопиться, то все получится. В нижней строчке меню выводится подсказка по текущим функциям кнопок. При настройке изображения меню остается на экране, что немного мешает оценке вносимых изменений. Когда нет меню, то кнопка влево отвечает за быстрый переход к выбору профиля, кнопка вправо — вызов меню с регулировками Яркость и Контраст, про кнопку ENTER сказано выше. При желании можно изменить положение меню на экране, выбрать тайм-аут и включить блокировку. Есть русская версия экранного меню. Кириллический шрифт меню ровный и читаемый. Качество перевода на русский язык хорошее.

Изображение
Присутствуют стандартные настройки: Яркость, Контраст, Резкость (контурная резкость) и Цвет (цветовая температура, выбор из трех профилей или ручная регулировка интенсивности трех цветов).


Есть режим DynamicContrast, при его включении на темных изображениях яркость автоматически уменьшается, на светлых — повышается. Предустановленные сочетания настроек хранятся в пяти профилях.

В зависимости от выбранного профиля настройки Резкость и Цвет и/или включение режима DynamicContrast становятся недоступными. Для наглядной демонстрации того, что меняет выбранный профиль, предназначен режим Демо Senseye, в котором экран делится на две половинки, на одной исходное изображение, на другой скорректированное.
Режимов геометрической трансформации всего два: Весь — принудительное растягивание картинки на всю площадь экрана; и Формат — по идее с сохранением исходных пропорций, но работает только для картинки 4:3.

Доступность режимов определяется типом видеосигнала. Отметим, что фактически с правильными пропорциями монитор может отобразить только картинку с соотношением сторон 4:3 или 16:10, другие типы, например 16:9, будут искажаться.
При VGA-подключении автоматическая подстройка под параметры VGA-сигнала выполняется быстро и правильно. Поддерживается разрешение до 1440×900 пикселей включительно. Интерполяция низких разрешений к разрешению матрицы выполняется без артефактов. В режиме 1440×900 как при DVI-, так и при VGA-подключении четко различаются полоски через один пиксель, артефактов нет. Если настройку Резкость установить на минимум, то цветные линии толщиной в один пиксель выводятся идеально, без потери цветовой четкости. По субъективным ощущениям цвета правильные и насыщенные. На шкале серого при Яркость от 0 до 100 и Контраст от 0 до 61 можно различить все градации оттенков в диапазоне от 0 до 255 с шагом через 1. При увеличении параметра Контраст выше 61 начинают пропадать градации в светах, при уменьшении Яркость или Контраст — падает яркость, но количество различимых градаций не меняется. На взгляд белое и черное поля равномерные практически на всей площади экрана, но на черном поле присутствует неяркая засветка в виде узких вытянутых областей снизу и по бокам. Все оттенки цветов синтезируются с помощью динамического смешения цветов (дизеринга). Визуально скорость матрицы хорошая. Углы обзора по горизонтали хорошие, по вертикали небольшие: при небольшом отклонении вниз темные оттенки инвертируются, а вверх — пропадают градации в светах.
Кинотеатральные режимы работы тестировались с использованием Blu-ray-плеера Sony BDP-S300 и кабеля-переходника с DVI на HDMI. В тестовую подборку входили различные тесты на DVD, а также ряд фильмов. Монитор воспринимает сигналы 576i/p, 480i/p и 720p. В случае чересстрочных сигналов картинка выводится по полям. Тонкие градации оттенков различаются как в светах, так и в тенях (небольшой завал в тенях не выходит за «безопасные» границы). Яркостная и цветовая четкости очень высокие и определяются только разрешением входного сигнала. При масштабировании артефактов не появляется, даже выполняется частичное сглаживание контуров. Уровень черного достаточно низкий, засветка восприятию темных сцен не мешает. Главным недостатком является то, что ни при каких сочетаниях типов сигналов и режимов трансформации не удается получить картинку с правильным соотношением сторон 4:3 или 16:9.
Тестирование ЖК-матрицы
Часть параметров матрицы мы проверили с помощью наших приборов. Методика подробно описана тут. Все тесты, если не указано иное, проводились при DVI-подключении и при профиле цветовой температуры Нормальный, Яркость = 100 и Контраст = 61.
Оценка качества цветопередачи
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256-ти оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255). Оказалось, что гамма-кривая при значениях Контраст, превышающих 35, имеет загиб в светах, поэтому определение характера роста яркости и оценка качества цветопередачи проводились при Контраст = 35.

График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами.

От 0 до 255 яркость следующего оттенка выше предыдущего. Рост прироста яркости в целом равномерный, но местами явно отклоняется от экспоненциального. Аппроксимация полученной гамма-кривой дала показатель 2,37, что отличается от стандартного значения 2,2, при этом аппроксимирующая кривая местами немного отклоняется от реальной.
Для оценки качества цветопередачи использовался колориметр GretagMacbeth Eye-One Display LT. Целевые параметры: гамма = 2.2, точка белого = 6500 К.
Цветовой профиль | Цветовая температура на различных участках шкалы серого, K (delta uv) | |||
25%* | 50% | 75% | 100% | |
Нормальный | 16070 (0,327) | 13180 (0,416) | 9240 (0,506) | 6030 (0,600) |
К=87, З=100, С=78 | 9980 (0,185) | 8880 (0,205) | 7700 (0,237) | 6710 (0,046) |
* 0% черный, 100% белый. |
Цветовой баланс при выборе профиля Нормальный для параметра Цветовая температура отличается от целевого. Ручной коррекцией с использованием параметров усиления яркости красного, зеленого и синего цветов (вторая строчка) можно приблизить белый цвет к 6500 К, но в тенях цвет все равно уходит в холодные оттенки и отклоняется от спектра абсолютно черного тела. При попытке выставить цвет по оттенкам серого, уводит белый. Ниже приведены кривые коррекции для скорректированного вручную профиля Нормальный (последняя срока в таблице выше).

Цветовой охват в случае предустановленного профиля Нормальный отличается от sRGB, но после ручной коррекции становится близким к sRGB:

Измерение равномерности черного и белого полей и яркости
Измерения яркости небольшого участка экрана в заданном направлении проводились высокочувствительным узконаправленным (4+/-0,5 градуса) датчиком. При измерении равномерности белого и черного полей датчик последовательно размещался в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены). При этом ось датчика была направлена строго перпендикулярно к поверхности экрана. Контрастность вычислялась, как отношение яркости полей в измеряемых точках.
В таблице приведены средние значения и минимальные и максимальные отклонения от средних значений.
Параметр | Среднее | Отклонение от среднего | |
мин., % | макс., % | ||
Яркость черного поля | 0,26 кд/м² | -19 | 18 |
Яркость белого поля | 208 кд/м² | -8,9 | 14 |
Контрастность | 805:1 | -11 | 13 |
Аппаратные измерения показали, что контрастность высокая, равномерность параметров приемлемая.
График ниже показывает, как растет яркость при переключении с черного поля на белое при включенном DynamicContrast (для наглядности модуляция подсветки сглажена).

Видно, что яркость плавно увеличивается за примерно 5 c (а то и чуть больше). Такая медлительность исключает практическую значимость этой функции. Кстати, от собственно значения DynamicContrast (если он просто отличается от 0) не зависит ровным счетом ничего. Яркость белого поля в центре экрана определялась с помощью яркомера «Аргус-02».
Настройки | Яркость, кд/м² | Потребляемая мощность, Вт |
Яркость = 100, Контраст = 100 | 208 | 15 |
Яркость = 100, Контраст = 61 | 208 | 15 |
Яркость = 75, Контраст = 61 | 174 | 13,5 |
Яркость = 50, Контраст = 61 | 139 | 11,8 |
Яркость = 25, Контраст = 61 | 105 | 10,4 |
Яркость = 0, Контраст = 61 | 70 | 8,9 |
При этом яркость регулируется с помощью ШИМ. Например, при низкой яркости импульсы узкие,

при ее повышении они уширяются, но следуют с той же частотой,

при максимальном значении параметра Яркость импульсы сливаются и неразличимы. Частота модуляции равна 240 Гц, это достаточно высокая частота, чтобы мерцания не было заметно. Потребляемая мощность фактически совпала с паспортной. Эффективность этого монитора составила 1,444 кд/Вт.
Так как параметр Яркость в широком диапазоне меняет только фактическую яркость, то без ущерба для качества изображения (сохраняется контрастность и количество различимых градаций) яркость монитора можно уменьшать до 70 кд/м², что позволяет с комфортом работать и смотреть фильмы как в освещенном, так и в темном помещении:

Определение времени отклика и задержки вывода
Мы измерили времена отклика при переходах от черного к белому и между полутонами. В случае полутонов, мы проводили три вида измерений: для фиксированного полутона (X) измеряли время отклика при переходе от черного до X, от X до белого, и для перехода между полутонами в окрестности X, отстоящими от X на фиксированное значение (мы выбрали его равным 10%, так как считаем 20% минимальной имеющей значение разницей между полутонами).
Время отклика при переходе черный-белый-черный.
Настройка Контраст | Время, мс | ||
вкл. | выкл. | сумма | |
100 | 4,06 | 1,25 | 5,31 |
61 | 4,44 | 1,24 | 5,68 |
35 | 23,76 | 1,00 | 24,76 |
При уменьшении значения Контраст время включения увеличивается. Переходы между полутонами при Контраст = 61 происходят в среднем за 28,1 мс в сумме. Никакого разгона нет. Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора минимальная: при VGA-подключении — 3 мс, при DVI-подключении — 6,3 мс.
Измерение углов обзора
Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в трех направлениях: вертикальном, горизонтальном и диагональном (в направлении от центра к верхнему правому углу экрана (положительные углы) и к нижнему левому углу (отрицательные углы)).
![]() |
![]() |
В вертикальной плоскости. | В горизонтальной плоскости. |
![]() |
![]() |
По диагонали. | Яркость черного поля. |
![]() |
![]() |
Контрастность. | Контрастность, нижняя часть графика. |
Уменьшение яркости белого поля на 50%:
Направление | Углы, ° |
Вертикальное | 26/-26 |
Горизонтальное | 27/-27 |
Диагональное | 28/-27 |
Яркость быстро падает при отклонении от перпендикуляра к экрану в любом направлении. При небольшом отклонении вниз темные оттенки инвертируются, при чуть большем отклонении вверх инвертируются светлые оттенки. При отклонении в горизонтальном и диагональном направлении инвертирования оттенков нет. Контрастность в диапазоне углов +/-82° приближается к 10:1, но все же не опускается ниже этой границы.
Выводы
BenQ G920WL — это широкоформатный универсал, пригодный для выполнения типичной офисной работы, непрофессиональной работы с графикой, игр в не самые динамичные игры и индивидуального просмотра кино с компьютера. С компьютера, так как картинка при подключении к плееру всегда будет немного искажена, из-за неспособности данного монитора отобразить картинку бытовых типов видеосигналов в неискаженном виде. Применение LED-подсветки не сильно сказалось на потребительских качествах устройства, возможно, чуть улучшилась равномерность подсветки и точно снизилось потребление. Например, для этого монитора производитель заявляет 16 Вт, а для G920WA практически аналогичного по параметрам, но с лампами в подсветке, — 25 Вт.
Достоинства:
- высокая контрастность;
- яркость регулируется в широком диапазоне без ущерба для качества изображения;
- небольшая задержка вывода;
- русифицированное меню.
Недостатки:
- не поддерживается формат 4:3 и 16:9 для бытовых типов видеосигналов.